Только
книга может обогатить мир человека. Эта истина ни у кого не вызывает сомнений.
Разные книги открывают людям чудо чтения. В книгах есть всё: и знания, и
доброта, и верность, и милосердие. Лучшая служба, которую может сослужить
книга, это не только сообщить истину, но и помочь задуматься над ней. У каждого
читателя свой путь в литературу, но главное, чтобы он начинался в детстве. В
2012 году в Центральной детской библиотеке началась работа с учащимися младших
классов по авторской библиотечной программе «Золотая полка читателя»
(автор Левковская Е.И., заведующая
читальным залом ЦДБ). Цель данной программы – пропаганда ценности чтения и
книги, привлечение детей к чтению через знакомство с лучшими произведениями
детской литературы, укрепление позиции хорошей книги в духовном мире детей.
Цикл мероприятий по сказкам зарубежных писателей 17 - 19 веков под общим
названием «Каждый век идёт за сказкой» в рамках авторской программы был предложен
ученикам вторых классов школ № 3 и № 8
(учителя Легенкина Надежда Александровна, Цыганкова Светлана Анатольевна, Шушкова Елена Михайловна). В него входили мероприятия по творчеству
Шарля Перро, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Ганса Христиана Андерсена и
заключительная литературная игра, подводящая итоги этой работы. Самым главным в
ходе подготовки каждого из этих мероприятий было домашнее чтение детей. Поэтому
ученикам заранее давался список книг, которые рекомендовалось прочитать к
очередной встрече в библиотеке. Знание текста дало возможность проводить
встречи в игровой форме. Биографию каждого писателя ведущая в доступной
эмоциональной форме рассказывала в начале занятия перед разговором по
прочитанным сказкам. Учитывая психологические особенности детей, в каждое
мероприятие включались конкурсы, игры, викторины. Слайд – программы делали
занятия ярче, позволяли донести до детей особенности эпохи и страны, где жил
писатель, рассмотреть прекрасные иллюстрации к сказкам, совместно выполнить
задание, размещенное на экране. Волшебные сундучки, шкатулки, мешочки с
потерянными предметами вызывали живой интерес детей, каждому хотелось достать
что-то из них и ответить на вопросы ведущего самому или с помощью своей
команды. На утреннике «Сказки странствий братьев Гримм» детям было предложено
неожиданное задание: с помощью элементов костюмов и пособий, приготовленных
ведущим, инсценировать отрывки из сказок «Лиса и гуси», «Бременские музыканты»,
«Храбрый портняжка» и «Горшок каши». Маленькие актеры прекрасно справились с
этим и вызвали аплодисменты зрителей. Мероприятие прошло очень эмоционально,
весело; дети показали эрудированность, знание сказок, проявили хорошие
исполнительские способности. На литературной игре «В гостях у Андерсена» ребята
своими ответами и размышлениями показали, что им доступны и лёгкая грусть, и
тихая радость сказок этого великого писателя. Волшебство сказок В. Гауфа
«Маленький Мук» и «Карлик Нос» заворожило и увлекло юных читателей, но не
скрыло от них смысл: в чём сила добра и зла и что сильнее - это выяснилось на
литературном часе «Караван сказок». Задания «Озвучь диафильм» и «Диалоги
героев» не застали детей врасплох, тексты карточек были прочитаны не только
бегло и правильно, но и выразительно. С удовольствием, внимательно и увлечённо
смотрели дети фрагменты мультфильмов.
Завершающее, итоговое занятие показало, что работа дала положительные
результаты. Улучшилась техника чтения учащихся, расширился круг чтения. Участие
в инсценировках, обсуждениях прочитанного привело детей к пониманию того, что
чтение – это не тяжкий и скучный труд, а увлекательное и захватывающее, а для
кого-то и самое любимое занятие. Это они сами отметили в своих высказываниях. Никитина Таня, Решетникова Богдана, Винокуров
Дима, Кузнецовы Лиза и Катя, Кошаева Лиза, Альхимович Илья, Селиванов Семён,
Рогозина Оля, Захарова Саша, Шеверёва Ксения, Шарапова Лиза, Мудрых Андрей -
вот имена только некоторых из тех детей,
кто замечательно проявили себя на мероприятиях. Отрадно было отметить, что
очень многие ребята продемонстрировали знание произведений, умение понять и
выполнить задание, умение работать в коллективе, и, что тоже очень важно,
интерес к книге и любовь чтению. Ведь уважение к живому слову развивают
творческую фантазию детей, сплачивает детский коллектив. Работа по авторской библиотечной программе с
детьми этих классов будет продолжена с началом следующего учебного года.
|