Правовое просвещение населения –
залог успешной реализации важных государственных реформ. От того, знают ли люди
свои права и обязанности, информированы ли они о правовых актах, принимаемых
законодательной властью – во многом зависит социально-экономическая ситуация в
стране. Цены, налоги, льготы, социальная защита и вопросы их правового
регулирования интересуют сегодня всех, поэтому активно развивается
государственная система распространения правовой информации через СМИ, официальные
издания и каналы коммуникации.
Важную роль в формировании
правовой культуры граждан выполняют библиотеки, информируя население по таким
социально значимым проблемам, как жилищно-коммунальное обслуживание, получение
пенсий, льгот и всевозможных компенсаций. Свободный доступ граждан к правовой
информации обеспечивает центр правовой информации (ЦПИ), действующий в
центральной библиотеке.
Центр предоставляет доступ к
справочно-правовым системам Консультант Плюс, "Законодательство России”,
"Издания правовой информации”, а так же правовые массивы Интернета. Правовые
базы содержат полные тексты норм международного права, нормативно-правовые акты
федерального уровня и Кемеровской области, проекты законов, комментарии
законодательства, документы судебной и арбитражной практики. Обратившись в ЦПИ,
пользователь может получить информацию о законодательных материалах, в
электронном или распечатанном виде.
Основная категория наших
пользователей в последнее время - это служащие
различных отраслей хозяйства. Второй и третьей по численности категорией
стали студенты и пенсионеры.
Среди групп служащих и студентов
– грамотные, правильно формулирующие свои запросы, умеющие самостоятельно
работать с информацией пользователи. Запросы служащих и студентов приходятся на
все виды справок, преобладают адресные. Это хорошие показатели того, что данные
пользователи знают конкретно, что им нужно для работы.
Темы запросов студентов
соответствуют их учебным планам: судебная практика по применению норм трудового
кодекса, оформление договоров, налоги, банковская деятельность, образование,
местное самоуправление, и др.
Темы запросов специалистов:
защита прав потребителей, социальное страхование, оплата за сверхурочную
работу, ипотека, различные льготы и субсидии, формы бухгалтерской отчетности и
учетной документации и т.д.
Пенсионеры интересуются
пенсионным законодательством, льготами и субсидиями, оплатой ЖКХ, размером
прожиточного минимума, минимальным размером пенсии, прожиточным минимумом,
полномочиями ТСЖ.
Среди категории безработных и
инвалидов закрепилась стабильная активность в желании изучать и отстаивать свои
права. По прежнему запрашивают нормы выработки по своей специальности, много
работают с Трудовым кодексом, с пенсионным законодательством, изучают
исчисление пособий по временной нетрудоспособности вследствие профессионального
заболевания или несчастного случая на производстве, исчисление среднего заработка,
начисление отпускных, пособия по инвалидности и т.д. В их запросах больше
тематических справок.
Ведется информирование горожан об официальном
государственном портале «ГосУслуги».
Можно воспользоваться услугой «Электронная (виртуальная) библиотека Кузбасса»:
- предоставление
доступа к полнотекстовым ресурсам Областной научной библиотеки
- выполнение
тематических запросов и предоставление на их основе полных текстов
документов.
Срок выполнения зависит от сложности и объема запроса, но не
превышает 3 дней. Пользователь в результате получает не только список
литературы, но и тексты источников.
Эта услуга будет интересна любому горожанину, который не
сможет найти информацию в Интернете, книгах и журналах городских библиотек.
Приглашаем всех заинтересованных. Услуга платная, стоимость
будет зависеть от объема полученной информации.
Мы очень благодарны нашим постоянным читателям и приглашаем новых. ЦПИ работает ежедневно с 10 до 18 часов, выходной воскресенье. |