Опыт работы по авторской программе «Школа радостного чтения»
Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача библиотекаря открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Увлекая человека в мир литературы, мы не только расширяем кругозор, но воспитываем патриотизм, гражданственность, понимание прекрасного.
Для воспитания такого читателя была разработана авторская программа «Школа радостного чтения», которая реализовывалась в течение четырех лет – с 2005 по 2008 год. Она была рассчитана на детей с 1 по 4 класс. Автор программы, заведующая читальным залом ЦДБ Елена Ивановна Левковская. Программа была составлена с учетом школьной программы, запросов учителей начальных классов школ №№ 3, 11, 32, 21, а также с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Цели и задачи программы были следующие:
· Открыть путь книги к сердцу ребенка, превратить чтение в жизненно значимую для него деятельность, развивать его ум и питать душу.
Расширить круг чтения через знакомство с В Центральной детской библиотеке стартовала акция «Персональная полка», цель которой - через советы сверстников привлечь к чтению и книге как можно большее количество детей. На компактно размещённой выставке рядом с красочной листовкой с фотографией ребенка и советом- рекомендацией прочитать книгу, выставлена эта книги, а так же, подготовленный библиотекарем библиографический список литературы по данному направлению.
Библиотекари ЦДБ считают, что подросток более внимательно отнесётся к мнению одноклассника, а библиотекарь, как книжный навигатор, сможет ненавязчиво порекомендовать лучшие образцы художественной литературы, тем самым, формируя читательский вкус. Дети и подростки с интересом берут как книги рекомендованные сверстниками, так и библиотекарями. В круг чтения вовлечены произведения О. Громыко «Ведьмины байки», В. Белянина, серии «Черный котёнок», «Щенячий патруль», «Царство ночи», «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин, книги Крюковой.
Библиотека филиал №4 в начале года провела акцию «_Запиши друга в библиотеку». Дети приводили в библиотеку своих одноклассников, друзей, соседей, родственников, получая за это жетоны и право прочитать интересную книгу, журнал вне очереди. Победители акции награждались на традиционном празднике «Праздник читательских вкусов», памятными сувенирами и книгами, а у библиотеки появились 20 новых читателей- детей.
· Хороший читатель - это думающий читатель. Открывая книгу, думающий читатель вместе с книгой открывает и свой личностный произведениями разных писателей, познакомить с литературными жанрами.
· Формировать литературный вкус, читательский интерес к звучанию слова, к ритму и рифме.
В круг детского чтения вошли произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная литература, сочинения современных писателей.
Механизм реализации - массовые мероприятия, разнообразные по форме, с применением различных методов и приемов. А именно:
- беседы;
- чтение (громкое, по ролям);
- обсуждения, дискуссии - школьники учатся думать и рассуждать о прочитанных книгах, формировать свое личное мнение и отстаивать его, прислушиваться к словам других и уважать их. (Почему Дениска поменял самосвал на светлячка, как бы ты поступил на его месте? В чем обаяние одноногого пирата Сильвера, почему он отрицательный герой?)
- анализ через игры:
- дописывание какого-либо эпизода или конца произведения (как бы ты хотел закончить сказку «Стойкий оловянный солдатик»?),
- домысливание - размышление о будущем героя (например, юного барабанщика Сережи из книги А.Гайдара);
- литературные игры, викторины. Они использовались как самостоятельная форма проведения (Сказочная викторина «В Небывалии-стране»), и включались одной из частей какого-либо мероприятия.
Например: Утренник «Великий сказочник из Оденсе» - викторина: 1. Чей это портрет. 2. Узнай сказку по началу ее. 3. Предметы из волшебного мешочка. Через такие совместные игровые мероприятия формируется детский коллектив, вырабатывается умение честно выигрывать и достойно проигрывать, оставаясь друзьями – одноклассниками.
- театрализация. Примеряя роль литературного героя, представляя себя в роли конкретного персонажа, читатель обогащает себя как личность, извлекает из сознания новый мир неведомых доселе мыслей и чувств. Так например, для мероприятии по книге С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» была выбрана форма проведения – мини-спектакль. Дети, не зная об этом заранее, с первых минут встречи легко перевоплотились в героев, предложенных библиотекарем, отвечали на вопросы, объясняли мотивы «своих» поступков;
- просмотр фрагментов видеофильмов;
- рисование, изготовление поделок;
- организация выставок к каждому мероприятию с использованием (по возможности) детских рисунков и поделок, предметов.
В ходе работы Школы в ее программу вносились изменения, дополнения. Так, например, в 2008 году, юбилейном для Н. Носова, мероприятия по его творчеству были проведены не только для второклассников, как планировалось по программе, но и для учеников 1 и 3 классов. Основным методом на занятии для первоклассников (Литературное знакомство «Веселая семейка Николая Носова») было громкое чтение и обсуждение прочитанных рассказов «На горке», «Затейники», «Ступеньки». Второклассники, прочитав рассказы дома, с удовольствием отвечали на вопросы викторины. Детям третьих классов и Реабилитационного Центра помимо викторины было предложено разыграть сценку из рассказа «Замазка». Дети активно включились в игру «А я однажды…», выдумывая ситуации подобно героям рассказа «Фантазеры».
В основу совместной деятельности библиотеки и учащихся по программе Школы был положен принцип непрерывности. Встречи в библиотеке проходили ежемесячно. Дети заранее прочитывали произведения, писали свое мнение в Дневнике читателя (Прут Г.И.), готовили домашние задания - учили стихи, готовили пересказ и вопросы одноклассникам.
Эффективность работы по программе Школы проявилась в увеличении цифровых показателей. В течение 2008 года было проведено 27 мероприятий (24 - в 2007г.). Их посетили 724 пользователя. (494 - в 2007г.). Книговыдача составила 800 экземпляров книг, обсуждаемых на мероприятиях.
Индивидуальные беседы с детьми и учителями показали, что:
· Дети 1-ых классов знают авторов детских книг, названия их произведений.
· Дети 2-ых классов имеют общее представление о том, когда жил писатель, о чем он писал.
· Дети 3-их классов умеют анализировать поступки героев, находить причинно - следственные связи. Могут свободно высказываться о прочитанном устно и излагать свои мысли в читательском дневнике
· Дети 4-ых классов могут писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений.
Кроме того, дети стали активнее посещать библиотеку, расширился их круг чтения, улучшилась речь, обогатился словарный запас. Книга стала им необходима ежедневно. Дети охотно выполняют творческие задания.
Конечно, не все занятия одинаково запомнились, некоторые книжки забылись, не всегда ребята вспоминали героев, события. Но одно оказалось бесспорным: дети поднялись на несколько ступенек по лесенке читательского развития. И хотят идти дальше с помощью библиотеки, что и будет сделано в последующие два года с помощью авторской программы «Приглашение к чтению».