Несмотря на то что мошеннических схем очень много, распознать мошенника можно по нескольким признакам: на вас вышли сами (вам могут позвонить, прислать СМС, электронное письмо или сообщение с сомнительной ссылкой в социальной сети или мессенджере, в том числе от имени вашего знакомого); с вами говорят о деньгах (как о подозрительных операциях по вашей карте, так и о внезапном выигрыше, возможности получить компенсацию от государства или вложить деньги в высокодоходный инструмент); вас просят сообщить какие-либо данные (номер карты, срок ее действия и баланс, код безопасности (три цифры на обратной стороне карты), код из СМС или пуш-уведомлений, ПИН-код, логин и пароль от банковского приложения, какие карты и вклады у вас открыты, когда вы пользовались онлайн-банком последний раз); вас выводят из равновесия: пугают, торопят, не дают права выбора, давят на жалость или на жадность, чтобы у вас не было возможности принять взвешенное решение в спокойной обстановке и чтобы вы действовали импульсивно; вам предлагают вложения с высокой доходностью, займы по невероятно низким ставкам и другие, якобы выгодные условия.
Пример 1. Вам звонят из «службы безопасности банка» и сообщают, что по вашей карте прямо сейчас проводится подозрительная операция. Вам предлагают срочно назвать трехзначный код, указанный на обратной стороне карты, чтобы отменить транзакцию, или перевести деньги на якобы безопасный счет.
Пример 2. Вам приходит СМС от банка с текстом: «С вашей карты списаны деньги. Для отмены транзакции позвоните по указанному номеру».
Пример 3. Вам приходит электронное письмо, в котором вам сообщают, что вам положена социальная выплата. Чтобы ее получить, нужно перейти по ссылке и ввести свои данные.
Мошенник может представиться сотрудником какой-либо организации, например банка, государственных или правоохранительных органов, техподдержки, знакомым семьи. Он может подделать идентификатор вызывающего абонента, сайт организации или аккаунт известного вам человека, чтобы не вызвать у вас подозрений. Под каким бы предлогом ни обращались к вам мошенники, всем им нужно одно — ваши деньги.
Как реагировать на подозрительный звонок или сообщение?
Возьмите паузу. Если вы получили тревожный звонок или сообщение, главное — не реагируйте сразу. Если речь о деньгах, а вас торопят — это подозрительно. Если вам звонят, выберите любой удобный повод, который якобы мешает вам продолжить разговор, например вам нужно закрыть дверь или найти наушники, потому что вы плохо слышите собеседника. Это даст вам время и не отпугнет собеседника, если он не мошенник. Если вам пришло сообщение о неожиданном списании средств, не звоните по указанному в сообщении телефону и не переходите по ссылке. Обратитесь в банк по телефону (номер горячей линии указан на обратной стороне карты) или через официальное мобильное приложение.
Проанализируйте информацию. Если с вами связались сами, говорят о деньгах, пытаются вывести из равновесия (торопят, пугают, давят на жалость или жадность) и просят сообщить конфиденциальные данные, скорее всего, это мошенники. Запомните, никому нельзя сообщать: срок действия карты; код безопасности на обратной стороне (три цифры); код из СМС и пуш-уведомлений; ПИН-код; сколько денег на вашем счете. Настоящий сотрудник банка и службы безопасности знает ваши фамилию, имя и отчество, последние четыре цифры вашей карты, сколько денег на вашем счете. Он не попросит снять деньги в банкомате, перевести их на другой счет или сообщить данные карты кому-то еще. В некоторых банках деньги можно обналичить через QR-код, созданный в мобильном приложении. Мошенники, под предлогом отмены операции, просят сгенерировать такой код и переслать им в один из мессенджеров. После этого ваши деньги снимают в банкомате. Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами могут связаться, только чтобы подтвердить или отклонить операцию. Конфиденциальные данные для этого не нужны. Если о них спрашивают — вас пытаются обмануть.
Вешайте трубку. Если вы пришли к выводу, что общаетесь с мошенником, сразу вешайте трубку. После этого позвоните в банк или другую организацию, сотрудником которой представился мошенник, и расскажите о ситуации. Так вы поможете организации усилить меры безопасности и узнаете, все ли в порядке с вашим счетом. Установите на телефон определитель номера. Он распознает подозрительные звонки, и вы снизите вероятность общения с мошенниками.
Что делать, если я стал жертвой мошенников?
Если вы стали жертвой мошенников, немедленно обратитесь в банк по телефону (номер горячей линии банка указан на обратной стороне карты) или через официальное мобильное приложение и заблокируйте карту. Не позднее дня, следующего за днем поступления информации о совершении подозрительной операции, подайте в банк заявление о несогласии с операцией. Банк проверит, сообщали ли вы ПИН-код, код безопасности или срок действия карты посторонним. Если вы нарушили правила безопасности, банк не компенсирует потери. Подайте заявление в полицию. Чем быстрее вы это сделаете, тем выше вероятность того, что преступников найдут и привлекут к ответственности, поэтому выберите самый быстрый в вашем случае способ.
|